Финансовая структура предприятия [Алгоритм составления]
Информация подготовлена Плотницкой Л.
На моих семинарах участники часто спрашивают о том, что такое Финансовая структура предприятия
Финансовая структура предприятия — это иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты. Правильно построенная структура позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться, перераспределяться прибыль, осуществляться контроль расходов и доходов.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.
Управление центрами ответственности предприятие осуществляет через финансовую структуру. В финансовой структуре структурными единицами являются центры финансовой ответственности (ЦФО).
Это определение необходимо дополнить вспомогательными, но важными определениями:
Центр финансового учета — специфическая структурная единица предприятия, оказывающая в ходе своей деятельности определенное воздействие на экономические результаты этой деятельности и предназначенная для корректного учета данных результатов.
В финансовую структуру входят различные центры, в том числе:
— центр инвестиций
— центр доходов
— центр затрат
— центр маржинального дохода
— центр прибыли
— венчурный центр
— центр финансового учета (маржинальной прибыли, доходов или затрат)
Основная задача построения финансовой структуры — получить ответ на вопрос, кто и какие бюджеты должен составлять.
Финансовая структура создается на базе организационной структуры. Все подразделения классифицируются по видам доходов/расходов, которые они несут в процессе своей деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО.
Такая логика построения финансовой структуры позволяет избежать возможного двоевластия, когда функциональное управление будет осуществляться через организационную структуру, а финансовой управление — через финансовую структуру. Это достигается путём совмещения функциональной и финансовой ответственности в лице руководителя ЦФО образованного из подразделения (группы подразделений).
Однако такой подход может не принести желаемого результата, поскольку источником прибыли является не организационная структура предприятия, а определённое направление деятельности, которое можно определить как бизнес.
Основной критерий выделения бизнеса (бизнес — направления, бизнес-процесса) — продукт или удовлетворяемая потребность, обязательное требование к выделяемому бизнес-процессу — наличие законченного производственного цикла .
В этой связи более подходящим для постановки системы бюджетного управления представляется процессный подход к структуризации деятельности предприятия, поскольку основная идея такого подхода — описать взаимодействие процессов и потоков для формирования конечного результата.
Итак, давайте рассмотрим алгоритм составления финансовой структуры.
1. Сбор информации о производственно-хозяйственной и управленческой деятельности.
2. Выделение и описание бизнесов (основных бизнес-процессов).
3. Анализ организационной структуры предприятия;
4. Сопоставление бизнесов и элементов организационной структуры.
5. Проектирование финансовой структуры.
6. Закрепление прав, обязанностей и порядка взаимоотношений ЦФО в «Положении о финансовой структуре предприятия».